Главная » 2020 » Ноябрь » 13 » О проблемах и развитии округа
13.11.2020 13:08
О проблемах и развитии округа

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГЛАВЫ МСУ ОКРУГА В. В. СЕРГЕЕВА

 

 

В своем выступлении перед депутатами он дал оценку социально-экономической ситуации в округе, рассказал о своем видении путей решения существующих проблем и дальнейшего развития округа.

Из выступления Виктора Вячеславовича Сергеева:

- Вначале остановлюсь на краткой характеристике социально-экономической ситуации, сложившейся в динамике последних нескольких лет в г.о.г. Кулебаки. Городской округ относился по уровню социально-экономического развития по итогам 2019 года к территориям со средним уровнем развития и среди 52 муниципалитетов области занимал 14 место. По итогам 1 полугодия 2020 года округ перешел в группу муниципалитетов с высоким уровнем развития, заняв уже 10 место. Надеюсь, мы сможем удержать и улучшить эти позиции, но это будет зависеть от слаженной, эффективной работы органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений округа и сферы малого бизнеса.

По итогам 2019 года, 1 полугодия 2020 года в округе наблюдается рост отгруженной продукции, увеличивается прибыль прибыльных предприятий реального сектора экономики, растут средняя заработная плата, налоговые отчисления в бюджетную систему страны, строится новое жильё.

Ситуация, которая сложилась в стране в связи с пандемией коронавируса, не внушает особого оптимизма, но она полностью находится под контролем Правительства, государства в целом.

Бюджет округа за 2019 год исполнен с дефицитом около 7,5 млн. руб., который перекрыт остатками на счетах местного бюджета по состоянию на 1 января 2019 года. По итогам 2019 г. по оценке министерства финансов Нижегородской области Кулебаки заняли 1 место среди муниципалитетов, участвующих в оценке эффективности бюджетных расходов. Все показатели местного бюджета говорят о том, что в целом финансовая система сбалансирована, но требуются меры по повышению доли собственных доходов. Эта проблема стоит перед всеми муниципалитетами, она многоплановая и решать ее необходимо по многим направлениям (привлекая инвесторов и т.д.).

Кроме положительных критериев оценки социально-экономического развития округа, есть ряд важных показателей, которые не могут не беспокоить и требуют определённых шагов. По состоянию на середину октября 2020 г. в округе отмечен рост регистрируемой безработицы до 1,4 % (на конец 2019 года этот показатель составлял всего 0,4 %).

В 2020 году снизились темпы инвестиционной активности предприятий, предпринимателей, темпы жилищного строительства по сравнению с прошлым годом. Естественно, одна из главных причин – пандемия, но, к примеру, динамика развития предпринимательства была отрицательной и до этого года. На протяжении последних пяти лет численность субъектов малого бизнеса в некоторые годы падала в среднем на 50 и более единиц, от 5 до 10 % к уровню прошлого года. Сейчас в округе зарегистрировано 1009 субъектов МСП. Сфера малого бизнеса представлена более чем на 50 % торговыми предприятиями и предпринимателями, производственный сектор в малом бизнесе развит недостаточно. Сельское хозяйство также представлено слабо, в округе зарегистрировано всего 8 сельхозпроизводителей.

Настораживают демографические показатели – уже несколько лет отмечается снижение численности населения округа, смертность превышает рождаемость. За последние 5 лет в округе родилось на 1230 человек меньше, чем умерло. В целом за 5 лет население округа снизилось на 2094 человека. На начало этого года численность жителей округа составляла 47 392 человека.

Естественно, демографические показатели зависят не в последнюю очередь от уровня медицины. Организация медицинских услуг не относится к полномочиям ОМСУ. Известно, что в округе есть ряд проблем в этой сфере: требуются капитальный и текущий ремонты отдельных зданий и помещений ЦРБ, есть потребность в дополнительном санитарном транспорте (5 ед.), требуется строительство двух ФАПов: в п. Молочная ферма и с. Теплове. Обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 90%. Наблюдается острый дефицит врачебных кадров (обеспеченность - 51 %). Специалисты не идут сегодня в город, в село, так как нет условий. Наша задача – их создать.

Все мной вышеперечисленное говорит о том, что у округа, несомненно, высокий потенциал, но необходимо наметить общие шаги, чтобы раскрыть его в полной мере и закрепить округ в первой десятке муниципалитетов области с высоким уровнем развития.

Остановлюсь на ряде направлений развития.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Очередь в дошкольные учреждения детей на начало этого года составляла 369 человек. Особо остро проблема с детским садом стоит в р.п. Велетьма. Существующее здание детского сада 1932 года постройки находится в ветхом состоянии и не отвечает существующим требованиям. Начало строительства детсада в Велетьме запланировано в конце этого года, но ещё остаются проблемы с проектированием объекта. И это нужно решить до конца текущего года. Чтобы в следующем году начать строительство в полном объеме.

21 из 23 зданий остальных детсадов округа введены в эксплуатацию 25 и более лет назад. С момента их открытия ни одно из них ни разу капитально не ремонтировалось, что привело к значительному техническому старению зданий. Часть детсадов необходимо капитально ремонтировать в период до 2024 года в рамках госпрограммы (ГП) «Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области» с софинансированием из областного бюджета в размере 95 %.

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В округе 15 школ из 16-ти построены более 40 лет назад. В связи с высоким износом в первоочередном порядке необходимо строить новую школу в селе Ломовка. Её строительство уже отражено в Адресной инвестиционной программе Нижегородской области на 2022-2023 годы, однако данная программа регулярно претерпевает изменения и из полученного из области проекта межбюджетных трансфертов школу «сдвинули» на 2023-2024 годы. Необходимо добиваться, чтобы подобные переносы не осуществлялись.

Кроме этого, требуется первоочередное строительство двух школ в г. Кулебаки взамен существующих зданий школ №№ 8 и 10. Этот вопрос тоже нужно решать в рамках существующей ГП «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области», определив место для будущего строительства.

На сегодня только в одной школе № 9 проведён капитальный ремонт. Другие школы также требуют ремонта, будем стараться войти в ГП «Капитальный ремонт образовательных учреждений Нижегородской области» в период до 2024 года.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В сфере дополнительного образования считаю необходимым искать решение по капитальному ремонту единственного муниципального лагеря им. А. Гайдара, который построен в 1974 году и ни разу капитально не ремонтировался с тех пор. Госпрограмма по ремонту учреждений дополнительного образования сейчас формируется, нужно приложить все усилия, чтобы попасть в неё.

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Вопросам благоустройства и формирования современной городской среды в последнее время уделяется большое внимание на всех уровнях власти.

В последние годы Кулебаки активно принимали участие в областном проекте «Местные инициативы» и в ГП «Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области» (нацпроект «Жильё и городская среда»). Ремонтировались скверы, центральные улицы города, городской парк. Начало положено хорошее. Важно не просто не сбавлять темпов, но и уверенно набирать обороты.

Так, по благоустройству городского парка необходимо входить в различные программы (нацпроект по культурному наследию, др.) и продолжить работы.

Из приоритетных крупных для округа проектов, которые необходимо реализовать в ближайшие годы, считаю:

1. Завершение благоустройства улицы Адм. Макарова.

2. В прошлом году на голосовании кулебачанами в качестве общественного пространства, требующего комплексного благоустройства, выбран пруд Устимский. Знаю, что в Кулебаках нет ни одной благоустроенной рекреационной территории у воды. Выбор населения – закон, пруд Устимский нужно делать комфортным для отдыха. Сейчас идёт согласование концепции благоустройства, реализация проекта намечена на следующий год в рамках ГП «Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области». Но, кроме самих работ по благоустройству, необходима предварительная очистка пруда, эта проблема осталась за рамками проекта, но ее нужно решать. Задачу по благоустройству территории Устимского пруда нужно решать в комплексе.

3. В округе необходимо благоустраивать и другие общественные пространства в городе и в сёлах: в Кулебаках «на очереди» - сквер на ул. Войкова, площадь им. Ленина; в рабочем посёлке Гремячево - благоустройство площади около Дома культуры; в селе Саваслейка требуется благоустройство детской игровой площадки в центре села; в рабочем посёлке Велетьма необходимо благоустроить сквер с детской площадкой. Все эти проекты будем пытаться реализовать в рамках двух инструментов финансирования – ГП «Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области», ГП «Комплексное развитие сельских территорий». Необходимо входить в данные госпрограммы.

4. Кроме перечисленного, считаю важным заняться «брошенными» объектами, которые не просто портят вид города, но и угрожают жизни горожан. К примеру, комплекс зданий бывшего радиозавода.

5. В центре города у Вечного огня стоит законсервированное с 2014 года здание кинотеатра «Россия». Здание ветшает, разрушается. Стоит попробовать проработать финансовый вопрос с министерством культуры области либо искать и заинтересовать инвесторов в рамках реализации муниципально-частного партнёрства.

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Проблема дорог в Кулебаках остра, как и во многих муниципалитетах области и РФ. 77 % дорог в округе – это дороги с грунтовым и шлаковым покрытием (226 км). Естественно, эти дороги требуют постоянного ремонта. По оценкам специалистов, только сейчас потребность в шлаке для подсыпки дорог составляет около 6 тыс. тонн. Необходимо будет разработать план ремонта дорог, исходя из возможностей местного бюджета также с учетом вхождения в федеральные и областные программы.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

В сфере жилищно-коммунального хозяйства проблем в округе также много. 66 % водопроводных сетей в округе имеют износ более 60 %. Требуется ремонт, замена сетей ХВС, капитальный ремонт водонапорных башен. Необходима замена напорного коллектора на ул. Крисанова, замена канализационных коллекторов в Квартале народной стройки и на ул. 60 лет ВЛКСМ. Всё это достаточно дорогостоящие мероприятия.

В качестве источника финансирования необходимо рассматривать не только местный бюджет, но, в приоритете, – инвестиционные программы МУП «Райводоканал» и МП «КанСток», которые, естественно, надо разрабатывать и затем защищать в Региональной службе по тарифам Нижегородской области.

Кроме этого, для г. Кулебаки важна реализация проекта по прокладке систем водоотведения в южной части города. В этом году в рамках нацпроекта «Экология» (федеральный проект «Оздоровление Волги», ГП «Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства») идёт разработка ПСД проекта «Модернизация системы водоотведения и очистки сточных вод г.о.г. Кулебаки». Стоимость только проектных и изыскательских работ составит в этом году более 15 млн. рублей. Стоимость самого проекта оценочно превысит 1 млрд. рублей, начало 1 этапа реализации проекта в Адресной инвестиционной программе области сейчас предусмотрено на 2022 год в рамках этого же национального и регионального проектов.

ЖИЛЬЁ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ

В г.о.г. Кулебаки в последние годы завершён 4-й этап по переселению граждан из аварийного жилья. Всего переселена 241 семья, расселены 42 аварийных дома, построены 7 новых домов. На 1 января 2017 года ещё 6 домов, в которых проживает сейчас 81 семья, признаны аварийными. 6-й этап переселения начнётся в 2024 году.

Нам необходимо войти в ГП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» и решить эту задачу.

Кроме этого, сейчас в очереди на жильё стоят 52 ребёнка-сироты, у которых наступило право получения жилья. С 2021-го по 2025 год за счёт средств федерального и областного бюджетов (ГП «Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области») мы должны будем приобретать по 13-16 квартир в год.

Конечно, эти цифры очень большие, но необходимо приложить все усилия, чтобы это было выполнено.

Ещё один важный вопрос в этой сфере – обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой нового микрорайона Северного, в котором предоставлялись и продолжают предоставляться участки для многодетных семей. Это также нужно решать через госпрограмму («Создание инженерной и дорожной инфраструктуры в Нижегородской области»). 1-й этап строительства, если позволят погодные условия, начнётся уже в этом году. Основной, 2-й этап, – в 2021- м, третий, завершающий, – в 2022 году.

КУЛЬТУРА. СПОРТ. МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА

Кулебакский округ силён своими талантами как в спорте, так и в культуре. Считаю необходимым поддерживать в округе творческую атмосферу, улучшать условия для развития талантов кулебачан, особенно детей и молодёжи.

В ближайшей перспективе нужно постараться решить следующие задачи:

- добиться включения в ГП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Нижегородской области» ремонта единственного в округе футбольного поля с искусственным покрытием на базе ФОКа «Темп». Знаю, что этот вопрос не решается уже несколько лет, но его необходимо решить;

- центральный спортивный объект округа – городской стадион, капитально и комплексно не ремонтировался с его открытия, с 1954 года. В первую очередь, необходимо разработать концепцию данного капитального ремонта;

- нужно мониторить ситуацию с возможностью модернизации школьных стадионов. Как только это направление будет отражено в ГП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Нижегородской области», Кулебакам следует принять в ней участие. Несколько современных межшкольных стадионов не только повысят качество образования, но и станут местом здорового притяжения для жителей соседних к школам микрорайонов.

В сфере культуры задачи тоже понятны: многие объекты требуют текущего или капитального ремонтов. В прошлом году капитально был отремонтирован с привлечением средств в рамках ГП «Развитие культуры Нижегородской области» Дворец культуры имени Дубровских. В ближайшие два-три года стоит проработать возможность оборудования там современного виртуального концертного зала.

РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В сфере развития предпринимательства полномочия ОМСУ весьма ограничены. Но тут, на мой взгляд, иногда важнее субсидий и грантов налаженные коммуникации между бизнесом и властью. Открытость власти, желание помочь в рамках правового поля инвестиционному проекту, независимо от его величины, - этих принципов я буду придерживаться.

Знаю, что в округе в последние годы сложилось достаточно сплочённое предпринимательское сообщество, создан и активно работает Совет предпринимателей. Мне будет важно услышать и понять проблемы бизнеса, вместе подумать, как мы сможем помочь решить те или иные вопросы на местном уровне.

Сейчас бизнесу в период пандемии особо тяжело. Не последняя задача главы – удержать максимально здоровый баланс между необходимыми ограничительными мерами и стабильностью в экономике.

Для повышения инвестиционной привлекательности округа потребуется переработка Инвестиционного паспорта муниципалитета. Нужно чётко определить конкурентные преимущества округа, провести тщательный мониторинг существующих свободных инвестплощадок.

Мне известно, что в округе высок процент маятниковой миграции. Большое количество трудоспособных кулебачан (около 4,5 тыс. человек) живут тут, в округе, а трудятся за его пределами, не имея в Кулебаках работы, которая их устраивает. Эту проблему нужно решать, создавая новые рабочие места, новые предприятия, где бы эти люди могли трудоустроиться.

За инвестиции сейчас по всей стране идёт жёсткая борьба между муниципалитетами. Поэтому эта задача не очень легкая, но она решаема, мы чётко должны понимать и продвигать наши «плюсы», понимать, что мы можем предложить инвесторам.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

В заключение своего доклада я хочу остановиться на вопросах повышения эффективности работы администрации округа.

Считаю, что необходимо внедрять современные методы управления и взаимодействия с обществом:

1. Проектное управление как инструмент качественного управления сложными проектами, к примеру строительства объектов по национальным проектам с областным и федеральным софинансированием, необходимо применять в обязательном порядке. Это повысит качество проектов, эффективность вложенных средств, снизит риски срыва сроков.

2. Необходимо также подумать о разработке Стратегии развития муниципалитета на долгосрочный период с горизонтом до 2035 года. В Стратегии определятся основные векторы развития округа, в том числе будут отражены перспективы привлечения инвестиций в промышленный сектор, сектор малого и среднего бизнеса.

3. Взаимодействие с обществом в ближайшее время должно выйти на новый уровень. Хотелось, чтобы деятельность власти стала максимально открытой и понятной для жителей. Этого можно достигнуть и путём нового подхода к общественным обсуждениям важных для округа проектов, и повышения количества и качества публикаций о работе местной власти в средствах массовой информации, и непосредственного, прямого присутствия руководителей администрации, депутатов во всех социальных сетях как важных источниках информации сейчас.

Кроме этого, важной задачей главы считаю объединение общества. Мы – единый округ, единый народ. У нас одна, общая для всех цель – сделать жизнь в Кулебаках комфортнее, стабильнее, интереснее. Информационный фон должен сместиться с преимущественно-критического в рабочий, позитивный.

Это особенно важно в текущей сложной пандемической ситуации, когда люди чувствуют себя тревожно и нестабильно.

Предстоит серьёзная, ответственная совместная работа на благо Кулебакского края.

Марина ПРОШКИНА

Фото Юрия КЛЕМЕНТЬЕВА

Просмотров: 441 | Добавил: S_Tumanova | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar