Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно - образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Об этом состоялся разговор на муниципальном семинаре классных руководителей образовательных организаций округа, организаторами которого стали управление образования администрации округа и творческая группа педагогов МБОУ школы №7.
Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
В.А. Сухомлинский.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития, наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.
Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. А добиться того, чтобы внеурочная деятельность стала системообразующей составляющей воспитательно-образовательного процесса - задача образовательной организации.
Об этом состоялся разговор на муниципальном семинаре классных руководителей образовательных организаций округа, организаторами которого стали управление образования администрации округа и творческая группа педагогов МБОУ школы №7.
С приветственным словом к собравшимся обратились Сысуева Н.Н. - начальник отдела методической работы и мониторинга и Троицкова Н.В.- специалист по методической работе управления образования администрации округа.
Они подчеркнули значимость темы встречи и пожелали всем позитивного настроения и плодотворной работы.
На семинаре был представлен достаточно разнообразный опыт работы.
Шевцова Е.А. - учитель МБОУ школы №8 и вместе с тем классный руководитель - поделилась секретами развития интереса у обучающихся к учебному предмету «Биология» через вовлечение во внеурочную деятельность.
Грамотно организованная внеклассная работа позволяет не только учесть разносторонние интересы школьников и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении, но и работать школьникам с разной скоростью усвоения учебного материала, что часто способствует вовлечению учеников с низкой успеваемостью и слабым интересом к биологической науке - таков главный секрет Елены Александровны.
Большой интерес вызвало выступление Акутиной Е.М. - классного руководителя из МБОУ Велетьминской школы. Она говорила о том, что классный час является неотъемлемым элементом внеурочной деятельности. Зачастую внеурочная деятельность понимается педагогами как энное количество часов, вынесенное за рамки уроков. Но это и взаимодействие перед уроками, на переменах, после уроков и даже вне школы, координатором которого является классный руководитель.
Он прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, применяя различные формы воспитательной работы, в том числе и классный час.
Елена Михайловна представила презентацию подборки тематических классных часов, проводимых в Велетьминской школе.
В части определения внеурочной деятельности С.В.Баилова (МБОУ школа №10) в своем выступлении выделила виды внеурочной деятельности в школьной и городской библиотеке: участие в конкурсах, библиотечные занятия, диспуты и т.д. и представила опыт работы классных руководителей школы по использованию библиотечного пространства с целью создания оптимальных условий для реализации внеурочной деятельности.
Школьный музей… Его роль в организации внеурочной деятельности поистине безгранична. И не случайно сам семинар проходил в «Музее культуры и быта народов Нижегородского края» МБОУ школы №7- одном из лучших школьных музеев округа.
«Музейная педагогика во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС» - тема выступления руководителя музея, классного руководителя МБОУ школы №7 Зуевой В.Е.
Она подчеркнула, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость «приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности».
Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы. Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Исходя из конкретной педагогической ситуации, на основе историко-краеведческого материала создаются благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.
Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою малую родину. И задача школьного музея и краеведения - найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться.
Завершая выступление, Валентина Евгеньевна выразила уверенность, что музей МБОУ школы №7 совместно с классными руководителями и учителями- предметниками будет продолжать свою работу по истории, краеведению, этнографии, географии родного края.
Далее В.Е.Зуева и ее коллеги Ладыгина С.В., Васянькина Е.М. и Кошелева Е.Г. представили презентацию экскурсионных проектов школьного музея, посвященных 75-летию Великой Победы и подарили гостям музейный альманах «Светоч».
Подводя итоги семинара, его участники сделали вывод, что во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.
Управление образования администрации городского округа город Кулебаки выражает благодарность администрации, активу музея и творческой группе педагогов МБОУ школы № 7 за помощь в организации и проведении семинара, а также педагогам образовательных организаций округа, представившим свой опыт и желает дальнейших профессиональных успехов!
Н.Н.Сысуева, Н.В.Троицкова
отдел методической работы и мониторинга
управления образования администрации
г.о.г.Кулебаки.
|