09.09.2022 11:11 Проблемы есть, но многие из них решаемы | |
Глава местного самоуправления городского округа город Кулебаки Валерий Сергеевич Юрасов 1 сентября приступил к работе. Наше интервью – и о первых впечатлениях, и о том, каким видит новый руководитель концепцию развития округа. Валерий Сергеевич, расскажите о себе.
- Если кратко, то мне 33 года, женат, сыну 4 года. Родился в г. Горьком, здесь же учился в школе, закончил механико-математический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по специальности «Математические методы в экономике». С 2014 года работал в областных органах государственной власти, с 2020 года возглавлял управление гражданских отраслей промышленности Министерства промышленности, торговли и предпринимательства. В эти годы в зоне моей ответственности находились самые разные направления: развитие экспорта, кластеров, промышленных технопарков, инфраструктуры поддержки предпринимательства региона, разработка и реализация федеральных и региональных мер поддержки бизнеса и национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда», «Международная кооперация и экспорт». Иными словами, Ваша карьера довольно неплохо складывалась на областном уровне. Почему Кулебаки? - В областном Министерстве, где прошел путь от главного специалиста до начальника управления, в основном занимался вопросами развития промышленности. Поэтому хорошо знаком с этим важным направлением экономики и в Кулебаках. Когда предоставилась возможность, принял решение участвовать в конкурсе на замещение должности главы МСУ городского округа город Кулебаки. Есть большое желание изменить здесь жизнь в лучшую сторону. В этом меня поддержали и руководство области, и местные депутаты. Постараюсь оправдать оказанное доверие. Каким Вам представляется наш округ? - Согласно рейтингу социально-экономического развития по итогам 2021 года Кулебаки относятся к территориям со средним уровнем развития и занимают 15 место. С одной стороны, это хороший результат, а с другой - есть куда стремиться. Цель на перспективу – войти в первую десятку муниципалитетов. 95,5% экономики округа приходится на обрабатывающие производства. Основная специализация промышленности – металлургия (78,1%), производство строительных материалов (11,6%), пищевая отрасль (7,6%). Экономика монопрофильного образования характеризуется стабильным ростом объемов отгруженной продукции - почти на 20% в прошлом году, по итогам полугодия 2022 года – 142,3%. Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций также выросла в 2021 году и составила более 30 тысяч рублей, что выше уровня 2020 года на 3,8%. В 2021 году заработная плата на крупных и средних предприятиях выросла на 3% и превысила 36 тысяч рублей, а по итогам I полугодия текущего года рост средней зарплаты здесь составил 17,5% (43031,3 руб.), по полному кругу – 17,4% (35329,6 руб.). Объем инвестиций в основной капитал по итогам прошлого года превысил 2 млрд. рублей. Причем почти 84% приходится на градообразующее предприятие - ПАО «Русполимет». По этому показателю округ занимает 12 место в области, уступив позиции в основном только районам Нижегородской агломерации. Рост инвестиционной активности наблюдается и в 2022 году. За I полугодие объем инвестиций в основной капитал составил почти 1,1 млрд. руб., что выше аналогичного периода прошлого года в 2,4 раза. Для монопрофильного муниципального образования особенно важным является развитие малого и среднего бизнеса. Всего на территории зарегистрировано более 900 таких субъектов. В региональном рейтинге развития МСП округ занимает 30 место в общем зачёте и 12 - в своей экономической группе. К сожалению, на протяжении последних лет наблюдается падение их числа. Это связано с тем, что часть предприятий, занятых в сфере услуг, перешла на специальный налоговый режим - «Налог на профессиональный доход». На начало года в качестве самозанятых было зарегистрировано 777 человек, а в июле их количество превысило тысячу. Финансирование региональных программ поддержки бизнеса в текущем году составляет около 2 млрд. руб. Это фонд развития промышленности, льготное кредитование, различные субсидии, гранты и другие нефинансовые виды поддержки. Главная задача администрации - обеспечить доступ и информированность предприятий ко всем этим программам. Поговорим о проблемах? - Назову основные вызовы. В округе наблюдается сложная демографическая ситуация. При общей численности более 46 тыс. человек Кулебаки по данному показателю занимают 13-е место в Нижегородской области. Это неплохой показатель, но на протяжении многих лет численность постоянного населения продолжает снижаться. Коэффициент естественной убыли в 2021 году составил почти 14 человек на тысячу населения. В среднем на тысячу человек приходится 8 рождений и почти 22 смерти в год. Такая тенденция сохранилась и в текущем году. За период с 2016 года население округа сократилось почти на 3 тысячи человек. Это вызвано как естественной, так и миграционной убылью. Кроме того, наблюдаются тенденции старения населения, отток молодых специалистов в соседние муниципалитеты и областной центр. Возникающий кадровый голод снижает интерес со стороны новых инвесторов и сдерживает развитие уже работающих здесь предприятий. Напомню, что официально зарегистрированный уровень безработицы в округе - не более 0,5%. Хочу отметить, что это проблема не только Кулебак, но и всех других отдаленных от областного центра районов, в особенности – моногородов. Главные причины этому - низкая оценка населением качества жизни по сравнению с Нижним Новгородом и другими крупными городами. Для того, чтобы остановить эти тенденции, необходимо решить целый ряд сложных задач, среди которых - создание комфортной городской среды, обновление культурно-досуговых центров, повышение стандартов медицинского обслуживания, качества автомобильных дорог и привлекательности внешнего облика Кулебак, обеспечение населения доступом к инженерным коммуникациям и качественным социальным услугам. Как правило, любая задача имеет свои способы решения. В нашем случае они есть? - Имеются, конечно, и у нас. Поясню на некоторых примерах. Возьмем систему водоотведения. Известно, что южная часть города, где проживают более 13 тыс. жителей, а это 40% населения, не подключена к центральной канализации. При этом средний объем потребления воды в этой части города составляет 60 тысяч кубометров в месяц. Известно, что весь объем стоков попадает либо в почву, либо вывозится частными предпринимателями в неизвестном направлении. Стоимость строительства системы водоотведения оценивается в 3 млрд. 400 млн. руб. Очевидно, что округ не в силах решить этот вопрос за счет собственных средств. Главным источником финансирования считается региональный проект “Оздоровление Волги” нацпроекта “Экология”, однако бюджет проекта расписан до 2024 года, а Кулебаки не включены в национальный проект. Считаю этот факт серьезным упущением. Даже в случае получения финансирования в 2025 году строительство объекта может затянуться до 2029 года. Надо продолжить диалог с областью по включению округа в нацпроект. Если нет возможности полного финансирования проекта, необходимо рассмотреть возможность поэтапного строительства. Следующая проблема - сбор и утилизация мусора. Ситуация со сбором твердых коммунальных и крупногабаритных отходов остается неудовлетворительной. Наблюдается дефицит мусорных контейнеров, бункеров и площадок под них. Чтобы решить этот вопрос, необходимо финансовое вложение - 5,5 млн. рублей. Муниципального финансирования не хватает. Ежегодно на эти цели тратится не более 1 миллиона рублей. В местах, где отсутствуют бункеры для КГО, образуются стихийные несанкционированные свалки, и поэтому администрация все равно вынуждена тратить дополнительные средства на их ликвидацию. Нужно найти баланс в этих расходах. Имеется проблема и с захоронениями. По некоторым оценкам их фактическое количество уже превысило нормативные показатели на 1530 человек. Захоронения ведутся за счет сокращения территории общего пользования. Надо незамедлительно решить вопрос перевода четырех гектаров прилегающих участков из земель лесного фонда в соответствующую категорию. Конечно, это нужно делать в диалоге с жителями. Потребуются значительные финансовые вложения, связанные и с благоустройством территории городского кладбища. Особого внимания требует развитие транспортной инфраструктуры округа. Из почти 300 километров автодорог заасфальтировано всего 23% (68,1 км). Необходимо отремонтировать почти 65% дорог с асфальтобетонным покрытием. В этом плане необходимо активизировать работу с Главным управлением автомобильных дорог Нижегородской области (ГУАД) по включению данных отрезков дорог в планы ремонтных работ. Есть проблемы и в других сферах. Понятно, что демографические показатели, в том числе, зависят и от уровня медицины. Система здравоохранения городского округа испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах - укомплектованность персоналом составляет 73%. С учетом технического износа машин скорой помощи имеется необходимость обновления её автопарка. Несмотря на то, что организация медицинских услуг не относится к полномочиям органов местного самоуправления, администрация должна держать на контроле оснащенность и укомплектованность лечебных заведений. Уверен, что будущее Кулебак - это подрастающее поколение. Наша задача - дать ему достойное образование и уверенность в своем будущем, причем в Кулебаках. В округе работают 20 детских садов на 2703 места. Вопрос с очередями практически решён, но состояние учреждений дошкольного образования требует пристального внимания - 18 из 20 требуют капитального ремонта. Аналогичная ситуация складывается и со школами: в капитальном ремонте нуждаются 14 из 16 образовательных организаций. Воспитание подрастающего поколения не останавливается на образовательном процессе. В Кулебаках хорошо развиты молодежные спортивные движения. Мы должны обеспечить население современной спортивной и досуговой инфраструктурой – необходимы капитальный ремонт основного здания Детско-юношеской спортивной школы, городского стадиона, новые детские и спортивные площадки. Детский образовательно-оздоровительный центр имени Гайдара в нормальном режиме за сезон вмещает 240 детей, а заявок в этом году было подано почти в два раза больше. Остро стоит вопрос увеличения его вместимости. Проект должен быть экономически обоснованным, с применением легко возводимых или блочных конструкций. Следует решить вопрос обновления материально-технической базы культурных учреждений города: Дворца культуры им. Дубровских, городского парка культуры и отдыха, домов культуры и сельских клубов. В этом году закрылся кинотеатр «Фокус». Понятно, что эту индустрию сначала подкосила пандемия, а затем свою «лепту» внесла внешнеполитическая обстановка, причем по всей стране, но уже сейчас нужно искать пути возобновления работы. Проблем много, и многое в их решении зависит от финансовой состоятельности округа… - Это действительно так. В этом плане необходимы строгий контроль за исполнением местного бюджета, эффективным использованием бюджетных средств, а также внимательное отношение к источникам его пополнения. Следует снижать издержки и повышать производительность труда в муниципальных предприятиях. В условиях ограниченных бюджетных возможностей особую актуальность имеет участие в региональных и федеральных программах. Нужно поставить эту работу на системные рельсы. Для каждой программы должен быть назначен ответственный с понятными задачами и сроками. Одним словом, многое решаемо. И в завершение разговора – Ваши впечатления о Кулебаках. - За полторы недели, что я в Кулебаках, удалось посетить несколько населенных пунктов, предприятий и муниципальных учреждений. Несмотря на то, что некоторые позитивные тенденции в развитии округа имеются, люди хотят большего, например, жить в комфортном городе. Был приятно удивлен тем, что в Кулебаках хорошо развито спортивное движение, активно работает культура, в том числе сельские клубы и Дома культуры. Есть впечатление и от первого приёма граждан - здесь живут инициативные, неравнодушные люди, душой болеющие за свою малую Родину. Работа главы муниципалитета - это большая ответственность, и в первую очередь, перед населением. Моя основная задача - работать в диалоге и с предприятиями, и с бизнесом, и с общественностью округа. Ольга Клюшина, фото Ю.Клементьева | |
|
Всего комментариев: 0 | |