Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий.
Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям, – это и есть профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще малоизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях.
Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада №29 «Светлячок». Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Разработана серия экскурсий на весь учебный год. Систематически педагоги с детьми посещают различные предприятия. В этом учебном году побывали на почте, в библиотеке, краеведческом музее, в пожарной части. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного, библиотекаря, почтальона, архивариуса.
Так совсем недавно дети подготовительной группы №7 (воспитатель Е.В. Алексеевцева) совершили экскурсию на Кулебакский хлебозавод, где нас тепло встретили мастера хлебопекарного дела О.Ю. Лапшина, Ю.И. Комкова, В.С. Хохлова. Дети с интересом посмотрели видеофильм о том, как зародился и развивается хлебозавод нашего родного города. В тёплой и уютной столовой нам предложили выпить чашечку чая с самыми вкусными пряниками и баранками на свете – по отзывам детей, оригинальными булочками в форме лебедя, грибочка, хрюшки, цветочка. А после того, как технологи производства предложили провести мастер-класс и самим детям попробовать вылепить из теста такие же булочки, глаза у детей засверкали счастьем.
В один миг, засучив рукава, и вооружившись всем необходимым инвентарём, дети принялись за работу: старательно раскатывали тесто, присыпая доску мукой, когда нужно, делали надрезы. Работа в детских руках кипела, улыбки от удовольствия не сходили с уст ребят. И сколько же было радости, когда дети увидели результат своей работы!
В завершение мастер-класса кондитер Н.Н. Вуколова предложила дошкольникам сотворить чудо своими собственными руками – выполнить авторскую работу по украшению торта. Каждому ребёнку для украшения была выдана заготовка мини-тортика. В итоге все работы получились удивительно красивыми и индивидуальными в своём исполнении.
Как же приятно было слышать восторженные слова детей обо всём, что они увидели и узнали в процессе экскурсии! Именно в таких минутах зарождаются мысли ребёнка о выборе той или иной профессии.
Таким образом мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Е.В. Алексеевцева, воспитатель МБДОУ №29 «Светлячок».
|