Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Мир незрячих людей разительно отличается от мира, в котором привык жить и живет тот, кто видит. Тут все просто – надобно выйти на улицу – оделся и вышел. Надобно улицу перейти – отыскал пешеходный переход и вперед, соблюдая известную осторожность. К услугам зрячего целая вереница образов, и он видит окружающих людей, природу, обстановку…. — Закройте свои глаза руками. — Что вы видите? Ничего из того что вас окружает. А незрячие люди с этим живут, и они не сидят дома в четырех стенах. Они тоже ходят по улицам, учатся, читают специальные книги, принимают участие в разных мероприятиях.
Для того, чтобы познакомить детей с миром незрячих людей, в группе для детей с нарушением зрения в д/с «Белочка», прошло занятие «Мне через сердце виден мир..».
Дети посмотрели презентацию о слепых людях, из которой узнали, что символом незрячих людей является белая трость, для чего на дверях универмага наклеивают желтые круги, зачем светофор «пищит», как и с помощью чего и кого ориентируются незрячие (белая трость, собака-поводырь, слух, осязание, обоняние). Узнали о правилах общения с незрячими, в какой помощи они нуждаются и как правильно предложить ее.
Просмотр мультфильма «Слепая девочка и пес-поводырь» вызвал у детей чувства жалости и сострадания к слепой девочке, которая осталась одна на улице без своего верного пса. Во время просмотра дети увидели, как представляет незрячая девочка разные окружающие предметы, на что похожи звуки, отметили, что помогает ей ориентироваться на улице.
Для того, чтобы дети полностью осознали и представили мир слепых людей, были проведены игры: «Поводырь», «Преодолей путь», «Узнай по запаху», др.
Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже - в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже - трусость и подлость, распущенность, лень. Проведение таких занятий учит детей быть добрыми и снисходительными к близким, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте – одна из главных задач взрослых.
Алевтина Евгеньевна Волкова, учитель-дефектолог.
|