Три партии рыбной молоди стерляди – всего 620 тысяч мальков – на днях были выпущены в Волгу в Воротынском районе в рамках мероприятий Года экологии в России. Вообще реки в Нижегородской области зарыбляют ежегодно. Это уже помогло вернуть стерлядь в Оку, где сохранились естественные нерестилища.
С Волгой, перекрытой каскадом ГЭС, всё гораздо сложнее – специалисты говорят, для возвращения ценных пород рыб великой русской реке понадобится целых 200 миллионов мальков. Однако главным условием возрождения былой «рыбной» славы является сознательность граждан. С апреля по июнь 2017 года службой госохотнадзора в ходе рейдов в одной только нашей области было изъято почти 500 километров браконьерских сетей – этого хватит, чтобы опутать автотрассу «Нижний Новгород – Москва».
Краснокнижную стерлядь для Волги выращивали в Мулинском рыбхозе целых три года, а потом везли за 150 километров в Воротынский район, чтобы выпустить в естественную среду обитания.
- Хорошее дело. Знаю, что на Суре тоже мальков выпускали. Только что-то плохо она приживается, – отметил местный житель Дмитрий Иванович Гаранин, рыбак со стажем, не проводящий без удочки ни одни выходные, и сам же называет вероятную причину такого положения дел: - Многие ловят варварски, «выцеживают» молодь, не дожидаясь нереста.
Однако рыба в Волге по-прежнему есть, и это бросается в глаза приезжим.
- Рыбы у вас очень много! Подлещик, окунь, плотва, – рассказала журналистам рыболов-спортсмен из Краснодарского края Юлия Игнатенко, в июле принимавшая участие в соревнованиях в Нижегородской области.
Вот и считают некоторые привыкшие к рыбному изобилию нижегородцы, что волжские запасы рыбы неисчерпаемы. Однако это не так. Важно восстановить нарушенный природный баланс.
- Согласно действующему в регионе законодательству, предприятия, оказывающие негативное воздействие на природную среду, в том числе на водные объекты, обязаны компенсировать ущерб. Один из видов компенсации – выпуск живой рыбы в водоемы, – рассказала начальник сектора регулирования рыболовства и рационального использования водных биологических ресурсов областного госохотнадзора Татьяна Аракчеева.
По ее словам, выпуск в Волгу крупной партии стерляди в 620 тысяч мальков стал вкладом в защиту природы компаний нефтедобывающей отрасли и был приурочен к объявленному указом Владимира Путина Году экологии.
Прежде чем принести потомство, молодняку стерляди предстоит прожить в естественной среде два-три года. По оценке ученых, этот критический период успешно переживает от силы 2% мальков. Остальные, к сожалению, погибают.
- В Нижегородской области показатель выживаемости рыб выше среднего в десятки раз. На мой взгляд, около 30%, – в свою очередь, утверждает специалист-практик, гендиректор Мулинского рыбоводного хозяйства Герман Магин. – Причина состоит в намного более строгом, чем в других регионах, контроле над соблюдением природоохранного законодательства.
Эти слова подтверждаются фактами.
- В прошлые годы выпустили по всей области сорок тонн толстолобиков. А теперь вы уже можете видеть их на рынках, – говорит начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Нижегородской области Владимир Савкин. – Выпускали в реки и такие виды как сазан и щука – это для рыболовов-любителей. А вот стерлядь ловить запрещено – она занесена в Красную книгу Нижегородской области.
Сотрудники рыбнадзора рассказывают, что в период нереста только за один рейд им удается спасти из браконьерских сетей, в среднем, около шести десятков рыб – лещей, густеры, щук, судаков, окуней, плотвы. Ущерб от утраты потомства этих особей составляет более 580 тысяч рублей. И это только за один рейд! Всего же весной 2017 года удалось спасти 5 тонн рыбы, изъять почти 500 км браконьерских сетей. За незаконный вылов было возбуждено 175 уголовных дел. Одних штрафов наложено на 2,5 миллиона рублей.
- Главное во время нереста – не собрать как можно больше штрафов, а сохранить рыбу в реках и озерах, чтобы сберечь природные богатства для наших потомков, – заявил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. – К сожалению, некоторые не видят ничего зазорного в том, чтобы купить из-под полы щуку или стерлядь. Надо больше внимания уделять пропаганде, повышению экологической культуры жителей. Чтобы наши дети и внуки, как и мы, смогли посидеть на берегу реки с удочкой, насладиться прекрасной нижегородской природой и принести домой честный улов.
Нижегородская область – единственный регион страны, где Стратегия сохранения биоразнообразия имеет статус официального документа, подписанного губернатором. В результате в прошлые годы удалось вывести из Красной книги области 38 видов растений и животных.
Ирина РОМАНОВА.
|