В преддверии очередного IX Всероссийского съезда судей, который пройдет в декабре 2016 года, рассматривается реализация конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей в их развитии на современном этапе судебной реформы.
Конституция РФ в статьях 10 и 120 закрепила основополагающие принципы организации и деятельности судебной власти, среди которых важнейшими являются принципы самостоятельности органов судебной власти и независимости судей.
Распоряжением Правительства от 20 сентября 2012 г. № 1735-р была утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы". Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, а также совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Фактически с момента своего образования и по настоящее время российская судебная система находится в состоянии постоянного реформирования.
На конституционном уровне и на уровне отраслевого законодательства получили закрепление принципы независимости и самостоятельности судов и судей, эффективной судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, открытости, гласности и доступности правосудия, равенства всех перед законом и судом и состязательности судебного процесса, обязательности соблюдения международно-правовых стандартов справедливого правосудия как составной части российской правовой системы. Законодательно урегулированы вопросы статуса судей, гарантии их независимости, неприкосновенности и социальной защищенности, вопросы образования и деятельности органов судейского сообщества. На основе установленных Конституцией Российской Федерации принципов построения судебной системы и форм судопроизводства, федеральных конституционных и федеральных законов проведена масштабная организационная работа, результатом которой стало создание, по сути, новой судебной системы России, в основном соответствующей мировым и европейским тенденциям развития правосудия.
Несмотря на то, что в настоящее время в законодательстве РФ нет прямого указания на необходимость реализации постановлений ЕСПЧ, справедливая компенсация как одна из трех основных мер, обозначаемых ЕСПЧ в итоговом решении, исполняется государством.
Кроме того, на основе представленного анализа отдельных постановлений ЕСПЧ, принятых против РФ, можно выделить положительные тенденции влияния постановлений ЕСПЧ на развитие гражданского судопроизводства в целях достижения соответствия международным правовым стандартам судебной защиты.
Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал свою позицию в отношении неприменения смертной казни как положительной тенденции развития правовой системы России.
В ходе настоящей реформы произошло объединение полномочий Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в единый Верховный Суд РФ.
До недавнего времени рассмотрение и разрешение дел, возникавших из публичных правоотношений, осуществлялось судами общей юрисдикции и арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными законодательством. В настоящее время введен в действие Кодекс административного судопроизводства, который содержит правила, определяющие порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений. Процессуально-правовая регламентация мер предварительной защиты по административному иску позволяет констатировать наметившиеся тенденции развития института предварительной судебной защиты в российском административном судопроизводстве, показать его важное юридическое значение для охраны надлежащих порядков, складывающихся в системе административных и иных публичных правоотношений. Положения КАС РФ предусматривают аудиозапись судебного заседания, что позволяет объективно фиксировать процесс рассмотрения дела, дисциплинирует судью, заставляет его строго придерживаться правил ведения процесса, а в итоге обеспечивает эффективный процессуальный контроль за качеством судебных решений.
На сегодняшний день также отмечаются новые тенденции развития ускоренных и упрощенных форм рассмотрения дел.
Одним из основных аспектов качества правосудия является исполнение судебного акта в разумный срок. Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями развития судебной системы.
Внедрение автоматизированных систем в деятельность органов судебной власти привело к значительному сокращению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел и споров, обеспечило удобный и быстрый доступ к информации и повысило качество и эффективность работы аппаратов судов.
В целях развития информационно-коммуникационных технологий в рамках Программы предполагается создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид; создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела; создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами других ведомств в электронном виде; оснащение программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи; оснащение комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения; повышение качества работы судов на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видео-конференц-связи.
Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию являются создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия. В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов, а также обеспечение зданий судов средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными.
Таким образом, выполнение мероприятий Программы будет способствовать реализации таких стратегических целей Российской Федерации, как развитие политико-правовых институтов, нацеленных на обеспечение гражданских и политических прав граждан и исполнение законодательства Российской Федерации, а также на защиту базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности и независимость суда.
Пресс-секретарь Кулебакского городского суда С.Н. Важдаева.
|